Состав:
Varg Vikernes
Дата сформирования: 1991
Страна: Норвегия
Направление: тру-блэк/dark ambient
Дата закрытия проекта: 1999
Дата начала действия приговора Варга Викернеса: июнь 1995
Предположительная дата выхода его на свободу: июнь 2016
Дискография:
Demo (1991)
Burzum (1992)
Svarte Dauen (1993)
Det Som Engang Var (1993)
Hvis Lyset Tar
Filosofem (1996)
Daudi Baldrs (1997)
Hlidskjalf (1999)
Ragnarok (A New
Beginning) (2000)
В 1989-м году Кристиан
знакомится с неким Евронимусом из Осло. Эта встреча
стала для молодого музыканта роковой. Ну и что – кто же такой Евронимус? Вы
что! Да это же гитарист самого культового тру-блэк проекта на то время, Mayhem!
Кроме того, когда-то владелец магазина “Helvete” («ад» - вот и про меня
вспомнили!) и фирмы грамзаписи Deathlike Silence Productions (DSP). Внимательно
изучив историю родного края, все члены Mayhem’а считали, что християнство было
силой навязано народу Норвегии. Поэтому, ставши сатанистами, они решили изгнать
християнство из страны. Кому как не Кристиану достоверно известны все эти
исторические факты? И действительно, в свое время християне поджигали
норвежские села и убивали норвежских людей, насаживая им свою религию.
Сатанистская блэк-группировка The Inner Black Circle Of Norway объеденились
дабы отомстить врагам народа и восстановить справедливость. Вот так, детки.
Сатанистами становятся только в том случае, если на то есть резкие причины, а
не для баловства или прикола. Помимо будущего «отца» Burzum, в группировке числились
музыканты групп Emperor, Immortal и Dark Throne. Ах, как я их обожаю!
Участие в этой организации –
залог успеха для любого начинающего блэк-металлиста. Спустя некоторое время
Кристиану удалось найти единомышленников и в Бергене. Вместе с двумя столь же
мрачными личностями он основал группу Old Funeral. Кристиан не написал для
этого проекта ни одной песни, но регулярно репетировал с ним и даже несколько раз
выступал на концертах. Впрочем, живые выступления не пришлись ему по вкусу, и
он ушел из группы, которая вскоре бесславно прекратила существование. Материал
Old Funeral был издан на компакте лишь в конце 90-х годов. Он совсем не похож
на блэк, это, скорее сместь трэша и дэта, представляющая интерес исключительно
с исторической точки зрения. Затем несколько недель Кристиан проиграл в проекте
Satanel, который он основал вместе с лидером группы Immortal Аббатом. Однако
оба считали Satanel скорее приколом, чем серьезной группой, и вскоре занялись
собственными проектами. В случае с Аббатом понятно, что это за проект. Но
поговорим о Кристиане.
В 1991-м году Кристиан
переехал в небольшой дом, который снимала его мать. Напоминаю, с деньгами у семейки
проблем не было. Он проводил в нем большую часть времени, играя на гитаре и
изучая разного рода литературу, в частности мифологию, историю и, конечно же,
"Властелина колец" Толкиена. В этом бессмертном фолианте Кристиан
вычитал термин "burzum" - множественное число от слова burz
("тьма"). Свой новый проект он назвал именно так. Друзей же он
попросил называть себя Varg ("волк" по старо-норвежски). Через пару
лет он официально поменял имя на Варг Викернес. Да, парень окончательно поехал
еще тогда. Итак, Burzum приступил к активной деятельности. В течение 1991-го
года этот проект записал три инструментальных демо, которые распространялись
исключительно Варгом собственноручно. Вышла в продажу лишь одна. Сейчас все три
доступны в формате MP3 на официальном сайте Бурзума, к тому же большая часть из их
материала была переписана для дебютного одноименного альбома сего проекта,
который вышел в 1992-м году на фирме Евронимуса. Назывался он в честь проекта.
Именно этот полноценный первый
альбом стал одним из первых тру-блэк-металлических дисков в Норвегии. С
музыкальной точки зрения он задал стандарт для последующих релизов коллег Варга
по сцене. Это был классический пример true and evil black metal музыки. Бурзум
показал, что для подобного жанра главное - холодная и мрачная атмосфера. На
первом альбоме Burzum предстают продолжателями дела Bathory - подобно
легендарному Куортону Сету, Варг ввел в песни медленные фрагменты, но зашел в
стремлении разнообразить свою музыку еще дальше, запихнув на диск трэк, полностью
сыгранный на синтезаторе. То есть Варг еще и первым ввел инструменталку в
тру-блэк. Тем не менее, большинство любителей тяжелой музыки тогда даже не
подозревало о существовании блэк-сцены в Норвегии, да и у себя дома
блэк-металлисты находились в глубочайшем андерграунде. Неудивительно, что дебют
Викернеса не снискал ему особенных лавров. Известность пришла к нему совсем с
другой стороны. Как известно, жуткой весной 1991-го года певец и бас-гитарист
Mayhem по прозвищу Dead покончил жизнь самоубийством. Некоторые обстоятельства
происшествия недвусмысленно намекали на участие в данном инциденте Евронимуса,
что незамедлительно вызвало живой интерес со стороны полиции. Впрочем, никаких
доказательств виновности главнокомандующего "Черным кругом" так и не
обнаружили, и дело было закрыто. А на должность басиста в Mayhem был взят Варг.
Он принимал участие в записи классического полноформатника "De Mysteriis
Dom Sathanas", и хотя некоторые источники (в том числе обложка альбома)
утверждают, что его партии были перезаписаны барабанщиком Хэллхаммером после
смерти Евронимуса, сам он настаивает на обратном. Так или иначе, сырая версия
альбома без вокала, где Варг уж точно играет, была выпущена бутлеггерами под
названием "From The Darkest Path".
Поразмявшись таким образом, "Круг" перешел к более
решительным акциям. В ночь на 6 июня 1992 года была сожжена церковь в Фантофте,
около Бергена, а до конца года сгорело еще семь церквей. Причем начало пожара
припадает на 6 часов ровно. Таким образом
злоумышленники хотели показать свою преданность «числу зверя» и его носителю,
Сатане. Чтобы еще больше поглумиться над врагом, Варг поместил фотографию руин
в Фантофте на обложку своего нового мини-альбома "Aske"
("пепел"). Этот диск включал в себя две новых песни и перезаписанную
"A Lost And Forgotten Sad Spirit" с дебюта. В его записи принимал
участие гитарист Samoth из Emperor, который в Burzum играл на басу. Стражи
закона, между тем, не спали. Вскоре после происшествия полиция арестовала
поджигателя в начале 1993-го года по подозрению в незаконном хранении взывчатых
веществ. Варг провел в тюрьме три месяца, но был отпущен за отсутствием улик. В
тот раз сатанист еще легко отделался: большим грузом предупреждений и
относительно недолгим лишением свободы. Но посмотрим, что же проистикало дальше.
Евронимус хотел также
выпустить и второй полноформатник Burzum, который назывался "Det Som En
Gang Var" и был записан через три месяца после выхода дебюта. DSP только
что подписали контракт на распространение своей продукции с крупным лейблом
Voices Of Wonder, и будущее конторы выглядело вполне оптимистично. Однако Варг
был другого мнения. Он считал, что Евронимус ему завидует, специально не дает
ходу его записям, да и вообще пустозвон, неспособный на реальные действия.
Очевидно, Варг мечтал о лидерстве в "Круге", о настоящей войне против
христианства, а Евронимус не желал в открытую идти на преступления. Он был
более рассудителен и не желал остаток своих дней провести за решеткой. Так что
разногласия между приятелями начались на карьерно-религиозном поприще. Более
того, для вражды была еще одна причина - Евронимус отбил у Варга девушку.
Бывшие соратники стали стремительно превращаться во врагов, и готовиться к
"активным действиям" уже друг против друга. Оставалось только
неясным, кто нанесет первый удар. Диски Burzum перестали выходить на DSP.
Упрямый Варг решил, что вполне справится сам. Он назвал свою фирму Cymphane
Productions, заключил дестрибьюторский контракт с Voices Of Wonder и быстренько
издал "Det Som En Gang Var" на компакт-дисках тиражем 950
экземпляров. Альбом увидел свет в августе 1993 года, за несколько дней до того,
как Варга снова арестовали, на этот раз всерьез и надолго. Очень надолго…
Слушайте же, дети мои, к чему может привести мужская
дружба. Итак, в ночь на 11 августа 1993 года Варг и его друг Снорре приехали
домой к Евронимусу в пригород Осло. Варг обвинил Евронимуса в невыполнении
условий контракта, за что был послан куда подальше с обещанием врезать по
морде. В ответ на такое заявление "граф" выхватил специально
припасаенный для этой цели нож и нанес Евронимусу 23 раны в шею, голову и
спину, отчего тот скончался на месте. Уже через 10 дней убийца оказался за
решеткой. При аресте у него обнаружили 150 кг динамита, которыми
"Круг" собирался взорвать церковь в городе Нидаросдомен - памятник
архитектуры IX века. Вскоре были арестованы еще 12 членов "Круга".
Это означало конец организации и угрозу распада Burzum.
Поступок Варга привел в шок
всех металлистов Норвегии, да и остального мира. Ранее никому не известные
названия Burzum и Mayhem теперь были у всех на устах, а журналисты
выстраивались в очередь, чтобы взять у Варга интервью, и уходили в шоке от его
откровений. "Средний человек деградировал под воздействием христианства.
Он не способен осознать понятий высшего уровня," - заявил Гришнак
американскому журналу Descent. - "Евреи заставили мир поверить в обман о
конце света... Евреи - корень жидохристианского сорняка." Ознакомившись с
такими высказываниями, Voices Of Wonder тут же обвинили Варга в нацизме (или,
читай, фашизме). Большинство блэковых групп также поспешили откреститься от
Гришнака, рассказывая журналистам о том, какой урон сцене нанесла смерть
Евронимуса. Исключение составили лишь старые друзья Варга - Dark Throne,
которые даже использовали несколько текстов его авторства на своем альбоме
"Transylvanian Hunger" (1994). За что, впрочем, сразу же и
поплатились - английская фирма Peaceville, которая выпускала записи Dark Throne,
посчитала их расистами и выставила вон. Началась полная эксплуатация трудов
Варга. Буквально за несколько дней Виркенес насобирал по всему земному шару
столько врагов, сколько не смог в свое время Сталин или Гитлер. У тех
соратников и то было больше. При жизни.
Первым релизом Burzum на
Misanthropy стал диск "Hvis Lyset Tar Oss", выпущенный в 1994 году.
Он содержал четыре песни, записанные Варгом еще до ареста, и имел огромный
успех в андерграунде. На альбоме Варг впервые стал использовать клавишные в
металлических песнях, а последний трэк вновь полностью сыгран на синтезаторе.
Первая вещь с альбома, название которой совпадает с названием предыдущего
альбома, считается поклонниками группы лучшей песней в истории Burzum. Да, да,
поклонниками. А что ж вы думали? По большому счету, напряг по поводу убийства,
совершонного Варгом стал постепенно спадать, так как музыку и Mayhem, и Burzum блэкеры
и сатанюги любили одинаково.
Несмотря на приговор, в 1996-м
году увидел свет и новый альбом Burzum - "Filosofem", в который вошли
записи, сделанные Варгом перед самым арестом. Довести их до ума продюсеру
Пюттену помогала вечная «группа поддержки Варга Виркенеса» - музыканты Dark
Throne в лице барабанщика Фенрица и гитариста Ноктурно Культо. Для
блэк-металлического альбома его успех был просто беспрецедентным - он даже
попал в инди-чарты Великобритании. Материал этого диска сильно отличается от
предыдущих. Только три первые вещи сыграны в стиле тру-блэк-метал, хотя вокал
на них больше напоминает индустриальное сипение. Далее записан очень странный
трек, в котором из инструментов используются исключительно примоченная гитара и
клавишные. Инструментальный вариант этого же произведения попал в самы конец
альбома, а разделяет их 25-минутная синтезаторная пьеса, которая наглядно
демонстрирует будущее направление развития Burzum. Коммерческий успех альбома
позволил Misanthropy выделить деньги на съемки первого в истории Burzum
видеоклипа на песню "Dunkelheit" ("тьма"), где самого Варга
мы, само собой, лицезреть не можем. Зато присутствуют колоритные пейзажи
Норвегии и волки. Как видим, даже в тюрьме Варг не бросил занятия музыкой. Уж
больно стальная сила воли выработалась у него за былые
года. Барабаны ему затащить в камеру не дали, а вот синтезатор иметь позволили,
и новый альбом Burzum "Daudi Baldrs" был полностью записан на
клавишных. По задумке автора, он представлял собой первую часть
инструментальной трилогии основанной на норвежских мифах. Этот альбом рассказывает
о смерти Бальдера, бога света и непорочности у викингов. Вот и глубокие знания
родной культуры пригодились!
Правда, к моменту издания
диска (1997 год) Burzum несколько подзабыли, и альбом был встречен без особого
энтузиазма. Металлисты не смогли принять столь радикальную смену стиля, а
поклонники готики и эмбиента обвинили Варга в примитивизме. Вечно готы суют
носы не в свое дело! Несмотря на столь негативную реакцию, следующий диск
"Hlidskjalf" был выдержан точно в таком же духе. Он вышел два года
спустя и оказался одним из последних релизов Misanthropy. Еще одним ударом для
Варга стало прекращение активной деятельности официального сайта Burzum. В
прощальном послании посетителям вебмастер, проживающий где-то в США, пространно
говорил о том, что его неправильно понимают, что пора кончать дискуссии о том,
нацист Варг или нет, и приступать к реальным действиям. В качестве иллюстрации
к "реальным действиям" на сайте помещена фотография горящей церкви.
Published by Hell